История деревянной скульптуры (Часть 2)

Во второй половине 19 века в России начинают строиться фрегаты, корветы, клипера, предназначенные для дальних плаваний. Морское ведомство привлекло для украшения этих судов выдающихся скульпторов, а в здании Адмиралтейства открывается специальная мастерская для лепки скульптуры и воссоздания ее в твердых древесных породах.

В создании корабельной скульптуры участвовали Н. С. Пименов, П. П. Соколов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. О. Микешин и другие. Так скульптор Н. С. Пименов создал статуи для военных кораблей: «Баян» (1857 год), «Богатырь» (1860 год), «Александр Невский» (1861 год). П. К. Клодт в 1856 году создал анималистическую скульптуру — головы животных для военных кораблей: «Зубр», «Медведь», «Рысь», «Буйвол», «Волк», «Вепрь» и «Удав». Кроме того, позднее были созданы «Сокол» (1858 год), «Ястреб» (1860 год), «Кречет» (1860 год) и «Львица» (1865 год). Помимо указанной скульптуры. П. К. Клодтом были созданы фигуры былинных героев.

Скульптором М. О. Микешиным в период 1858—1868 годов были выполнены статуи для броненосцев «Минин», «Князь Пожарский», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Петр Великий», «Генерал Адмирал», «Державин» и «Держава» . В Центральном морском музее в Ленинграде собрана большая коллекция носовой скульптуры с кораблей русского военного флота. В музее экспонируется 17 экземпляров деревянной скульптуры и 15 гипсовых моделей. Самая большая коллекция такой скульптуры собрана в Англии в Гринвичском национальном музее, главным образом скульптура с парусных судов.

Следует отметить скульптуру «Джигит». Она была снята с бывшего клипера. Напряженную, готовую к внезапному бою фигуру темпераментного джигита создал моряк декабрист П. Пущин. Он с юности увлекался живописью и рисованием, в свободное время посещал занятия Академии художеств, брал уроки у скульптора Чижова.

В наше время носовая скульптура показалась бы анахронизмом, но это не так. Норвежский судовладелец Фред Ольсен украшает свои суда скульптурой, он в 1931 году первым в современном судостроении поставил на торговый пароход скульптуру, а затем снабдил деревянной скульптурой еще 20 судов.

До XVIII века резчики по дереву были заняты в Москве в мастерской Оружейной палаты. По указанию Петра I многие из них были отправлены в Петербург на строительство Адмиралтейства и дворцов в Царском Селе. Известен один из ранних списков резчиков, закрепленных за Адмиралтейской коллегией. В этом списке указаны главным образом резчики-«фигуристы», то есть мастера, умеющие исполнять деревянную круглую скульптуру. Среди этих резчиков значились фамилии Петра Валехина и Дмитрия Сакулиенного, которые позднее создали многочисленную декоративную скульптуру в Царском Селе.

Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов.

В тех случаях, когда деревянная скульптура должна была находиться в особо неблагоприятных условиях или прослужить очень большой срок, ее исполняли из дуба. Например, в 1732 году, по указанию архитектора Земцова, для «Руинного каскада» скульптором К. Оснером была вырезана из дуба статуя Геркулеса, завершавшая каскад.

Другим примером применения дуба для фонтанных статуй служит скульптура «Каскада дракона». Скульптор К. Оснер по рисунку архитекторов вылепил из воска модели, по которым резчики И. Казанцев, М. Александров и А. Кирсанов изготовили деревянные фигуры сказочных чудовищ.

Интересно отметить, что в декоративной отделке деревянных фигур в XVIII веке применялся особый прием, состоящий в том, что деревянная скульптура, предназначенная стоять на открытом воздухе, обычно обивалась холстом, покрывалась левкасом и только после этого расписывалась лаковыми красками и украшалась «золотой» росписью, целиком покрывалась бронзовым порошком — сусальным золотом.

Таким образом, деревянная декоративная скульптура, как мы видим, устанавливалась не только внутри помещений, но в отдельных случаях создавалась для фонтанов и широко применялась для украшения фасадов зданий. Так, на чертеже 18 века, где изображены фасады Екатерининского дворца в Царском Селе, катальная горка, павильоны Эрмитажа, павильон «Грот», можно видеть многочисленную скульптуру, запроектированную на фасадах этих зданий. Все балюстрады этих зданий были также украшены деревянными статуями и вазами. Устанавливались деревянные изваяния также и у парадных входов зданий. Такие украшения в то время были чрезвычайно популярны.

Деревянной скульптурой в Царском Селе, как указывалось, был отделан павильон «Грот» (1756—1757 годы). Деревянная скульптура павильона считается одной из последних, примененных для декоративной отделки фасадов зданий. В этом же году появился проект замены деревянной скульптуры, исполненной из сосны и липы, дубовой, но проект не был выполнен. Статуи были отремонтированы и укреплены на фасадах железом, но это не спасло скульптуру от дальнейшего разрушения, и она была снята в 1769—1770 годах архитектором В. И. Нееловым.

Похожие статьи:
 
© 2011 Сувениры из дерева
При использовании материалов сайта обратная ссылка обязательна
Статистика сайта Сувениры из дерева