Пластические и декоративные свойства дерева

Дерево — единственный скульптурный материал, обладающий в естественном виде цилиндрической формой. Эта особенность материала часто диктует скульптору свои условия: он должен решать свою композицию таким образом, чтобы она вписалась в геометрическую форму заготовленного материала.

Это, конечно, не означает, что скульптор должен подчинять свой композиционный замысел форме заготовки. Одновременно скульптору необходимо учитывать в заготовке расположение годовых колец — они должны располагаться таким образом, чтобы сохранялся их ритмический узор и чтобы они не раздробляли пластические формы скульптуры. «Сосна, ель, дуб и бук, распиленные вдоль древесины, могут дать разнообразный и причудливый узор, что обычно очень облагораживает рельеф и обогащает его выразительность».

Пластические особенности дерева органически связаны с его породой. «Каждое дерево ведет себя разно, - писала В. И. Мухина, — в зависимости от свойств, своего волокна. Некоторые слоистые породы легко скалываются по слою... Другие, наоборот, имеют древесину очень твердую, как кипарис и самшит, так называемое «железное дерево»... Свойства материала требуют различного подхода к трактовке формы. В связи с этим интересно рассмотреть одно и то же произведение, воплощенное автором в дереве и камне. Я говорю о «Марфиньке» Коненкова. Белоснежный мрамор, нежно подкрашенный для придания ему жизненной теплоты, резко отличается от деревянного варианта, где сам материал продиктовал необычайную декоративность решения, удачно сочетающегося с интимной трактовкой образа. Здесь сказался огромный опыт и художественное чутье нашего старейшего мастера, для которого дерево всегда было любимейшим материалом».

В дереве как пластическом материале заключены большие возможности для построения в скульптуре форм, рассчитанных на силуэт, на движение, на сквозную структуру, на пространственную композицию. Но, в зависимости от породы дерева, скульптура может быть обработана различно, и впечатление может зависеть либо от пластических форм, либо от пластической массы всей композиции.

Так, липа, осина, клен, вяз, орех, груша, обладая однородностью строения и присущими этим породам пластическими свойствами, дают возможность моделировать плавные переходы одной скульптурной формы в другую, а также воспроизводить в этих материалах мелкие и тонкие скульптурные детали. «Принцип пластичности — постепенного плавного перехода одной поверхности в другую — заложен в самом материале».

В свою очередь некоторые древесные породы, обладая различными декоративными качествами, могут быть, в зависимости от обработки, условно разделены на «благородные» и «неблагородные».

Техника обработки и выявление декоративных качеств дерева, заключенных в текстуре древесных пород, могут придавать дереву различные качества. Примером «неблагородного» материала, не обладающего внутренними декоративными качествами, служит липа, одна из излюбленных пород резчиков по дереву.

Любовь к этому скромному материалу диктуется податливостью липы при ее обработке, тем ощущением движения по форме и проникновения в глубину материала, которое испытывает художник при работе над ним. Липа не обладает внутренними декоративными качествами и, как всякий «неблагородный» материал, требует нанесения фактуры в виде штрихов — следов инструмента. Ценность произведения приобретается, в частности, путем внесения художником фактурного богатства порезок, усиливающих светотеневую игру на поверхности скульптуры.

К другому виду древесных материалов относятся «благородные» породы, обладающие выраженными декоративными качествами — цветом и текстурой; скульпторы часто применяют древесину, имеющую такие пороки, как косослой, волнистость или свилеватость и даже сучки, используя эти «дефекты» по мере возможности для декоративных или пластических целей при выполнении своих композиционных замыслов.

Многие древесные породы не обладают выраженным насыщенным цветом. В таких случаях цвет и текстура (свойства древесины) часто выявляются искусственно— путем окрашивания, тонирования древесины специальными красителями и протравами.

Похожие статьи:
 
© 2011 Сувениры из дерева
При использовании материалов сайта обратная ссылка обязательна
Статистика сайта Сувениры из дерева