Скульптура из дерева и ее история (Часть 3)

К ранним образцам деревянной круглой скульптуры XVIII века относятся также работы одного из первых русских скульпторов М. П. Павлова, выполненные им при создании Кунсткамеры, а также его деревянные статуи, исполненные для катафалка императрицы Елизаветы Петровны, установленного в Петропавловском соборе в 1752 году.

С созданием Академии художеств для преподавания резьбы по дереву из-за границы были приглашены специальные мастера — художники и профессора. Первым из них был Н. Жилле, учениками которого, в частности, были Ф. Г. Гордеев и М. И. Козловский. После Жилле был Л. Ролланд, который преподавал не только обработку дерева, но и моделирование в других скульптурных материалах.

В 1769 году Ролланд ушел в отставку, и на его место в 1770 году был приглашен Я. Шварц, воспитавший плеяду талантливых художников — резчиков по дереву. Сам Шварц был автором многих интересных работ. Шварц пробыл в Академии художеств до 1774 года и был сменен Гальеном, который, кроме резьбы и технологии росписи по дереву, обучал и «позолотному делу». Гальен проработал в Академии до 1788 года, когда была упразднена должность преподавателя — резчика по дереву.

Все это показывает, что в Академии художеств почти до конца XVIII века придавалось большое значение резьбе по дереву, и этот материал широко применялся для украшения как интерьеров зданий, так и фасадов.

Техника и приемы резьбы по дереву тех времен не отличались от современных. Вот как описана резьба по дереву в одной из книг, изданных в XVIII веке: «Ваятель на дереве означает прежде на нем мелом предлежащий его работе образ. Потом принимается за дело и обсекает дерево начерно железными различной величины долотами, всаженными в большие и твердые деревянные рукоятки, которые бы могли выдержать повторяемые удары молота. Когда работа начерно сделана, то приводится оная ко окончанию другими разными долотцами, вытянутыми в жолобоватое острие, коего полукружия у оных бывает больше, а у других меньше, смотря по тому, сколько много должно выдолбить или округлить то место, которое долотом обсекается». Интересно отметить и известную пермскую скульптуру XV века, с которой вел борьбу епископ Иоанн и о которой он говорил: «Боги были болваны, истуканы, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные».

Приведенные нами примеры из истории русской деревянной скульптуры указывают на расцвет этого вида ваяния в XVIII веке. В XIX веке роль дерева как пластического материала постепенно уменьшается. Во второй половине XIX века скульптура из дерева окончательно вытесняется глиной, которую растущий импрессионизм избирает себе как основной материал, хорошо воспринимающий мазки и отпечатки пальцев, чтобы потом так же хорошо повторить их в бронзе. В это время дерево почти полностью исчезает на многие годы из мастерских скульпторов. Но в первые десятилетия нашего века дерево снова начинает использоваться скульпторами. Большое значение для возрождения деревянной скульптуры имели работы А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова. В 1908 году Голубкина создает образ крестьянина «Иван Непомнящий», в 1909 году скульптуру «Раб», затем портреты А. М. Ремизова и А. Н. Толстого (1911 года). В это время С. Т. Коненков создает в дереве свои известные работы «Полевичок» и «Астраханов». В двадцатые годы С. Т. Коненков создает торсы, головы, а также знаменитую монументальную скульптуру «Степан Разин» и кариатиды для павильона сельскохозяйственной выставки, организованной в Москве в 1923 году на территории нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени А. М. Горького.

Значительное влияние на развитие скульптуры из дерева оказало творчество С. Д. Эрьзи. Работы скульптора отличались самобытностью, искусство скульптора постоянно сопровождалось поисками решений проблемы материала.

Как пишет исследователь творчества С. Д. Эрьзи М. Н. Яблонская, «эта проблема, так остро стоявшая в ту пору, была выражением борьбы за возвращение скульптуре образной специфики, утраченной ею в XIX веке».

Как известно, в скульптуре из дерева в начале XX века было две традиции — «подчиняться» материалу или «подчинить» материал своей идее. С. Д. Эрьзя руководствовался традицией подчинения материала своим творческим замыслам.

В аргентинский период своего творчества (1926—1950 годы), когда скульптор пользовался твердыми экзотическими древесными породами причудливых естественных форм, главным образом квебрахо и альгарробо, художник подчинял творческую волю материалу и как бы высвобождал свою пластическую идею из объема дерева, удаляя лишь ненужное, лишнее, внесенное природой. В процессе такой работы скульптор был наполнен фантастическим видением образа через формы обрабатываемого материала.

Работы С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной и С. Д. Эрьзи, как и работы В. А. Ватагина, оказали большое влияние на развитие советской скульптуры в дереве.

Похожие статьи:
 
© 2011 Сувениры из дерева
При использовании материалов сайта обратная ссылка обязательна
Статистика сайта Сувениры из дерева